«Сохраним для потомков». По результатам реставрации музейных коллекций 2014-2022 гг.

В конце мая 2022 года в Переславском музее-заповеднике открылась выставка «Сохраним для потомков». Онарассказывает о самой важной задаче музейных сотрудников – сохранении и реставрации вверенных им коллекций. Как правило, кропотливый труд реставраторов, требующий большого знания и мастерства, остается неизвестным для широкого круга музейных посетителей.

Предлагаем вашему вниманию интернет-версию выставки. На ней представлено 18 предметов из 469 памятников, отреставрированных за последние восемь лет.

В музее выставка «Сохраним для потомков» будет работать до сентября 2022 года.

По результатам реставрации музейных коллекций 2014-2022 гг.

«ПРЕДЕСТИНАЦИЮ» ПОСТРОИМ И С НЕЮ ВКУПЕ ВСЕ УСТРОИМ»

Серия графических работ А.Д. Максимова «Строительство русского флота Петром I в Воронеже» из собрания Переславского музея-заповедника.
350-летнему юбилею Петра I посвящается.

Предестинация

«По волнам нашей памяти»

Из истории музея-усадьбы «Ботик Петра I» в XX веке

Фотографии и документы из собрания Переславского музея-заповедника.

«Приобрести для отдела советского периода…»

Переславль 1950-х в фотографиях В.А. Коновалова.

В коллекции фотодокументов Переславского музея-заповедника хранятся более 60-ти снимков, выполненных по заказу музея ярославским фотографом Виктором Александровичем Коноваловым.

Из Закупочного Акта от 1 сентября 1954 года: «Комиссия находит необходимым приобрести для отдела советского периода фотографии размером 24х30 см, раскрашенные, с видами культурно-просветительных учреждений, культурного отдыха трудящихся, совхоза «Большевик», Дома пионеров и портреты заслуженных учителей и др., предложенные фотографом…»

Середина XX века. Переславский музей, тогда еще краеведческий, как и все музеи страны этого профиля, имел в своем составе обязательные экспозиции: природа края, дореволюционное прошлое и отдел советского периода. Такая структура была разработана в 1946 году Научно-исследовательским институтом краеведческой и музейной работы.   В 1952 году вышла директива Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров СССР, которая предписывала создание отделов советского периода «считать главной задачей в области музейной работы».

Сегодня эти фотографии, запечатлевшие «те моменты, которые ушли навсегда и которые невозможно повторить», для кого-то являются неоценимым документальным источником, а для кого-то светлым воспоминанием об ушедшей эпохе.

Переславль 50-х

«Орден на груди планеты Земля»

Древняя Таврида, овеянная легендами, манящая теплым морем и неповторимыми красотами природы, неоднократно воспетая в литературе и искусстве, прочно вошла в наше сознание как место, обладающее необыкновенной силой притяжения. Многие судьбы, так или иначе, переплетены с этим удивительным и неповторимым уголком планеты.

Орденом на груди планеты Земля назвал Крым чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда. «Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму» - писал Максимилиан Волошин. А драматург Александр Сергеевич Грибоедов отдавал дань его богатейшей истории: «Крым - изумительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий».

Не случайно творческие пути многих писателей, поэтов и, конечно, художников связаны с этим удивительным и неповторимым местом. И хотя, по мнению Павла Ивановича Сумарокова, «…слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить, хоть мало, оные красы», предлагаем вам познакомиться с произведениями искусства из собрания Переславского музея-заповедника, чтобы еще раз убедиться в том, что именно в Крыму «зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит…».

Живопись, графика из собрания Переславского музея-заповедника.

«Петровские достопамятности» в собрании Переславского музея-заповедника

В собрании Переславского музея-заповедника хранится уникальная по своему разнообразию и величине коллекция конца XVII века. Это детали дворцовых построек, бытовые вещи и корабельные принадлежности, оставшиеся от «потешных» судов, сосредоточенных в свое время на холме Гремяч - территории исторической усадьбы «Ботик Петра I». Все они являются немыми свидетелями деятельности юного Петра I по созданию российского военного флота на озере Плещеево.

Кооллекция предметов Петровской "Потешной" флотилии.

«Благообразный Иосиф…»

Представляем вашему вниманию коллекцию Лицевого шитья, нашего музея. Эти пять памятников, выполненные в светличной мастерской Бутурлиной являются самыми редкими и значимымии экспонатами. 

Коллекция лицевого шитья

Безопасность в музее. Памятка для родителей.

Музей, музейные парки и выставки, казалось бы, самое безопасное место для прогулки с ребенком: здесь не носятся машины, не бегают дикие звери, предметы тихо стоят в витринах, а люди ведут себя воспитанно и спокойно. Но!

Безопасность в музее

Чтобы дети были в безопасности. Памятка для родителей

Дорогие друзья, очень часто в музей обращаются с самыми разными и порой очень необычными просьбами и предложениями. Недавно нам предложили принять участие в информационной кампании по обеспечению безопасности детей в летний период 2020 года. Призвав на помощь нашу фантазию и музейные коллекции, мы подготовили для вас небольшую интернет-выставку.

Памятка для родителей

"КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории"

В большинстве залов музея в 2019 году появились новые, красно-серые витрины новой экспозиции - это проект посвященный 100 летию музея. Здесь можно ознакомиться с содержимым мультимедийного наполнения этих витрин.

"КРАСНАЯ НИТЬ…" впервые рассматривает историю музея через призму личных историй двух героев - Михаила Ивановича Смирнова - основателя музея, возглавлявшего его первые десять лет существования и Константина Ивановича Иванова, проработавшего на посту директора 40 лет с 1930 по 1970 год. Для каждого из них музей (его собрание, его коллектив, его деятельность, его интересы) стал главным в жизни, основой судьбы. Вот и получается, что жизнь наших героев красной нитью прошла через музейную летопись, а музей, в свою очередь, красной нитью прочертил линию судьбы каждого из них.

Проект одержал победу в конкурсе музейных проектов Программы Российского фонда культуры "Гений места. Новое краеведение".

КРАСНОЙ НИТЬЮ: две судьбы в канве истории

"ДЕТСТВО В ЖИВОПИСИ" Из коллекции Переславского музея-заповедника.

В Переславском музее-заповеднике за столетнюю историю его существования сложилась замечательная коллекция произведений русской живописи. В собрании музея – работы неизвестных провинциальных мастеров-портретистов XVIII – XIX вв. и полотна знаменитых русских художников конца XIX – начала XX столетий: К.Е. и В.Е. Маковских, И.М. Прянишникова, И.И. Шишкина, Г.И. Семирадского, В.Д. Поленова, А.Н. Бенуа, А.В. Лентулова, И.И. Машкова, К.К. Коровина. XX век и современное искусство представлено полотнами И.В. Сорокина, Э.Г. Браговского, В.Н. Разгулина, А.А. Тутунова, М.Д. Митлянского и многих других известных мастеров живописи.

Продолжая знакомить с коллекцией Переславского музея, предлагаем вашему вниманию несколько работ из нашего собрания . Все они принадлежат разным авторам и написаны в разное время, но объединяет их общая тема – детство – одна из прекраснейших и неисчерпаемых тем мирового искусства.

ДЕТСТВО В ЖИВОПИСИ

"НАРИСОВАННЫЕ СКАЗКИ" Е.М. Эндриксон (1907–1994) Графика из собрания Переславского музея-заповедника

Предлагаем вспомнить старые добрые сказки и увидеть их героев такими, какими их изобразила замечательный художник-график Евгения Михайловна Эндриксон.

Евгения Михайловна родилась в 1907 году в Цюрихе, Швейцария. Окончила литографское отделение ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в 1930 году. В разные годы сотрудничала с журналами «Дружные ребята», «Пионер», «Мурзилка», выполняла плакаты. Работала с издательствами «Крестьянская газета», «Молодая гвардия», «Детгиз», «Зарубежная литература». Ей принадлежат иллюстрации к серии романов М. Дрюона «Проклятые короли», поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». В 1950 – 1970-е годы Евгения Михайловна создала целую серию цветных работ по мотивам русских сказок.

НАРИСОВАННЫЕ СКАЗКИ

Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская (1874 – 1952)

Живопись, графика из собрания Переславского музея-заповедника

Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская по праву считается одной из лучших художниц Серебряного века. Она вошла в историю русского искусства как мастер портрета, пейзажа, бытового жанра. В 1917 году, в числе первых четырех женщин-художниц, наряду с А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. Н. Шнейдер и З. Е. Серебряковой, была выдвинута на звание академика Императорской Академии художеств.

Виртуальная выставка "Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская (1874 – 1952) Живопись, графика из собрания Переславского музея-заповедника".

В объективе – ПОБЕДА!

Выставка фотографий переславца Николая Матвеевича Ширшина

В собрании Переславского музея-заповедника хранится коллекция фотографий 1945 года. На снимках изображен Берлин, каким его увидел фотограф политотдела спецчастей 5 Ударной Армии Николай Матвеевич Ширшин.

Выставка фотографий переславца Николая Матвеевича Ширшина

Проект-исследование "НЕВСКИЙ. ЭЙЗЕНШТЕЙН. ПЕРЕСЛАВЛЬ".

В мае-июне 2016 года в КВЦ демонстрировался выставочный проект. Проект-исследование "НЕВСКИЙ. ЭЙЗЕНШТЕЙН. ПЕРЕСЛАВЛЬ". Авторы проекта проделали большую работу, а чтобы эта работа не пропала бесследно проект продолжил свою жизнь в виде мини сайта. Спасибо команде разработчиков, действительно с любовью сделаннаая и на современном уровне. В 2016 году за вклад в дело сохранения исторического наследия России и памяти о ее героях, высокую духовную и гражданскую позицию, проект удостоен диплома Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский».

"НЕВСКИЙ. ЭЙЗЕНШТЕЙН. ПЕРЕСЛАВЛЬ". Внимание браузер firefox не поддерживается!

Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Н. Кардовский и его ученики

В 2016 году отмечалось 150-летие со дня рождения академика живописи Д.Н. Кардовского - художника, иллюстратора, педагога, одного из основателей картинной галлереи Переславского музея-заповедника. Кардовский - педагог воспитал блестящую плеяду художников - графиков. У него учились Д.А. Шмаринов, В.П. Ефанов, Б.А. Дехтерев, Н.Э. Радлов, К.И. Рудаков, П.И. Шиллинговский, А.Е. Яковлев, В.И. Шухаев и многие другие. Насколько высоко ценил эту сторону своей деятельности сам Кардовский говорит тот факт, что на выставке 1929 года, посвященной 20-летию его творчества, из 300 работ, представленных на выставке, только 10 принадлежало самому художнику, все остальные - его ученикам. После смерти Кардовского многие из его учеников дарили свои работы Переславскому музею для создания экспозиции "Заслуженный деятель искусств РСФСР Д.Н. Кардовский и его ученики", дабы таким образом увековечить память своего учителя и его "школы". WEB галлерея произведений учеников Д.Н. Кардовского из коллекции Переславского музея-заповедника.

WEB галерея произведений учеников Д.Н. Кардовского из коллекции Переславского музея-заповедника

Переславль и его жители в Первую мировую войну.

В 2014 году в музее проходили мероприятия посвященные столетию Первой мировой войны. Необычный дизайн этого интернет ресурса продиктован тем, что первоначально он был подготовлен для сенсорного киоска на выствке в КВЦ музея.

Фото из фондов музея, тексты из газет того времени, хранящихся в библиотеке музея.

«ДА У ВАС ТУТ ТАЛАНТЫ, ТОВАРИЩИ!» Опера «Русалка» на Переславской сцене

70 лет назад, весной 1949 года, в Переславле появилась яркая афиша, в которой говорилось о том, что «художественной самодеятельностью Дома культуры дана будет опера «Русалка» в 4 действиях». Инициатором и художественным руководителем постановки был Борис Георгиевич Былинин - бывший бухгалтер, талантливый музыкант, режиссёр и педагог. Он же исполнил партию Мельника в постановке 1949 года.

Виртуальная выставка, посвященная 70 летию постановки оперы "Русалка" в Переславле.

152024, г.Переславль-Залесский, Ярославская обл., Музейный переулок, дом 4

тел. 8 (48535) 3-81-00, бесплатный номер 8-800-201-8636
E-mail: museum@pereslavl.ru

Музей в социальных сетях

vk ok