Н.Б. Ямщикова. «Окна в прошлое». Слюдяные оконницы в собрании музея

Article:

ISBN:

Year of publication:

Description publication:

В экспозиции «В начале славных дел» музея-усадьбы «Ботик Петра I» представлена часть уникальной коллекции слюдяных оконниц конца XVII века. Подобного собрания не встретишь даже в центральных музеях России. В прошлом обыкновенные бытовые предметы, сегодня эти состарившиеся рамы с узорами-паутинками воспринимаются как произведения декоративно-прикладного искусства, а кто-то способен увидеть в них самые настоящие окна в прошлое.

Современному человеку, привыкшему к застекленным рамам и стеклопакетам, трудно себе представить, что давным-давно окна выглядели совершенно иначе. В далеком прошлом отверстия в крестьянских избах, так называемые окошки, затягивали бычьим пузырем. В царских дворцах и домах знатных людей XVII века окна были закрыты слюдой, которую на Руси называли хрусталем или стеклом московским.

По своей природе слюда - минерал из группы силикатов, состоящий из кристаллов, которые расщепляются на отдельные пластинки. Небольшие куски слюды русские мастера прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам. Соединяя множество различных по размерам кусков, они придавали оконнице вид упорядоченной геометризированной сетки или орнамента.

От петровских времён в усадьбе «Ботик» чудом сохранилось значительное количество таких оконниц, различных по размерам и рисунку.
Специалисты предполагают, что все они происходят из одного производственного центра, находившегося, по-видимому, в Москве. В одном из архивных документов содержится информация о том, какие материалы и в каком количестве были использованы для изготовления оконниц: «Января в 23 день велено купить к делу слюдяных окончин, которые велено сделать в Переславль-Залеской в государские хоромы: 55 фунтов денежек оловянных, 20 фунтов кружков золоченных, 32 коробки гвоздей носковых, 516 прутков железных, подкрушки на цветки десять бумаг, да на две деньги клею мездринского».

Предметом нашей особой гордости являются расписные слюдяницы, на которых изображены птицы, похожие на попугаев, орлы, конные воины, различные диковинные растения. Сохранилось имя живописца, подрядившегося написать «10 окончин» в хоромы царевича Алексея и царицы Евдокии Федоровны в Переславле, его звали Ивашка Новиков. Встретить подобные экземпляры в собраниях других музеев практически невозможно. На сегодняшний день эти уникальные экспонаты нуждаются в реставрации, поэтому в залах музея представлены лишь оконницы с традиционным геометрическим рисунком или орнаментом.

В 30-е годы прошлого столетия часть оконниц нашего собрания была передана в другие музеи страны: в Государственный исторический музей, Музей-усадьбу Коломенское, Ярославский музей – заповедник и другие.

В начале ХХ века известный русский художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь писал о слюдяных оконницах: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холода и ветра и заменила прозаичным стеклом». К счастью, у переславцев есть удивительная возможность хоть на минутку через эти уникальные окна заглянуть в прошлое, для этого нужно всего лишь посетить замечательные экспозиции музея-усадьбы «Ботик Петра I».

 

Зав. филиалом «Музей-усадьба «Ботик Петра I»
Н.Б. Ямщикова

Audience: Взрослые

Другие издания


152024, Pereslavl Museum
тел.8 (48535) 3-81-00
E-mail: museum@pereslavl.ru

  @2014. Pereslavl Museum-reserve. Any copying presented on the site only with the permission of the Museum

Developed by - ITDT Ltd